Понедельник, 08 Июнь 2015 00:00

Публикации за 2012 год.

Автор 

Экипаж — одна семья

         Денис Прокопьев приехал поступать в речное училище из рабочего поселка  «Горьковское» Омской области. Электромеханическое отделение выбрал как самое перспективное. Попал в хорошую группу: ребята все как на подбор, крепкие, спортивные, замотивированные на учебу и работу на флоте. Не случайно многие из группы ЭМ-41 сейчас продолжают учебу в высшей школе (ОИВТ), среди них и Денис Прокопьев. Получая профессию электромеханика, он освоил и вторую специальность — судоводителя, и это, по словам Дениса, очень помогает в работе. А на флот он попал уже после второго года обучения в ОКРУ.  Ему нравилось узнавать много нового о своем учебном заведении, это давала работа в музее: систематизация старых фотографий, поиск бывших выпускников, переписка с ними, создание новых фотоальбомов. . За активную работу получал Почетные грамоты. Но хотелось парню настоящей мужской работы на большом судне, в настоящем мужском экипаже. С этой просьбой весной 2010 года мы пришли к начальнику отдела кадров ИРПа Николаю Ивановичу Напорову. Он принял очень доброжелательно и направил курсантов Дениса Прокопьева и Максима Коломоец на танкер «Ленанефть 2025»  к капитану Г.В. Белоусову. Это и определило дальнейшую судьбу Дениса.         Любовь к штурманскому делу сформировалась  под влиянием Геннадия Васильевича. Денису с самого начала выпало стоять вахту именно с капитаном. В течение трех навигаций  парень постоянно ощущал отеческую заботу командира судна, но в то же время он был требователен и работа всегда была на первом месте. Особенно нравится Денису справедливость этого человека: хорошо отдохнуть мог только тот, кто хорошо поработал, поощрения тоже зависели от вложенного труда. И это несмотря на то, что на танкере работают двое сыновей капитана Белоусова — Геннадий сменным капитаном и Виталий старпомом. Никому никаких поблажек. Денис чувствовал себя членом одной большой и дружной семьи. Поэтому когда после окончания речного училища Геннадий Васильевич позвал молодого специалиста с себе на судно третьим штурманом, Денис не раздумывал, согласился сразу. Трудно совмещать учебу на очном отделениии в ОИВТ и работу на флоте, но Денис не ищет для себя теплого местечка, непыльной работы. Он понимает, что  успеха достичь можно  только постепеннно, совершенствуя  профессионализм,  углубляя знания.  С 1982 года работает на «Ленанефть 2025» механик Сергей Анатольевич Ефремов. Его подсказки не раз выручали парня, а доброе отношение  позволяло не чувствовать тоски по дому. Сейчас, после окончания  навигации, Денис скучает по своему второму дому, который обрел на танкере.

         Когда я спросила Дениса, что больше всего запомнилось во время навигации 2012 года, он ответил:  «Затонувшая баржа возле горы Полуденная, которая стала видна после обмеления, и еще пышки с сахаром, такие же как у мамы,  а  пекла их судовой повар Марина Сергеевна.».  Еще запомнилась ему выгрузка нефти на  “BOZDAK” которая продолжалась 8 часов и Денису доверили все швартовые операции. Было это в Обской губе, возле мыса Трехбугорный.

         Капитан Г.В. Белоусов одобрил решение  своего третьего штурмана продолжить учебу в институте водного транспорта, готовит его на должность  второго  штурмана. И Денис не собирается расставаться с флотом. Кто знает, как сложилась бы его судьба, попади он в другой экипаж. И это еще раз подтверждает, как важны в жизни хорошие наставники и доброе отношение к людям.

Автор статьи - Елена Бондаренко

Фото -  Д. Прокопьева

На  снимке: студент ОИВТ Денис Прокопьев во время работы на танкере «Ленанефть 2025»

В Тобольск на яхте «Сибирь»

Яхтсмены-новички, да и просто непосвященные люди иногда считают, что управлять парусным судном несложное занятие. И только получив первые уроки в борьбе со стихией, понимают всю глубину своего невежества. На спокойной воде управление небольшим судном не представляет особых трудностей. А вот в неблагоприятных условиях умение приходит лишь с опытом и практикой. Зато когда оно приобретено, появляется ни с чем несравнимое чувство уверенности в себе, наслаждение победой над стихией.  Курсанты Омского командного речного училища им. капитана Евдокимова В.И. в течение нескольких лет пополняют экипаж яхты «Сибирь», получая первый опыт хождения по реке. Капитан Сергей Борисович Щербаков и старпом Сергей Борисович Кикоть по достоинству оценивают способности юных речников, пришедших в Губернаторский яхт-клуб  не только за романтикой, но и готовых к любой работе по подготовке яхты к походам.  Летом  2012 года состоялось путешествие в город Тобольск,  на юбилейные торжества которого по случаю 425-летия были приглашены омские яхтсмены. Курсанты Роман Хромов (ВП-21) и Сергей Быстров (СВ-23) с первыми весенними погожими деньками приняли участие в подготовке яхты к плаванию. 22 июня яхта «Сибирь» прибыла в Тобольск. Омичей встретили радушно, на пирсе собрались школьники, студенты, жители г. Тобольска. Наши ребята в составе экипажа яхты присутствовали на открытии мемориальной доски первому губернатору Сибири Матвею Петровичу Гагарину, посетили экспозицию художественных работ известного путешественника Федора Конюхова. Город впечатлил обилием храмов, доброжелательным отношением местных жителей. Экспедиция в г. Тобольск носила не только познавательный, но и научный характер. На борту яхты путешествовали председатель Омского регионального отделения Российского географического общества Игорь Алексеевич Вяткин и заместитель директора музея изобразительных искусств имени М. Врубеля Алексей Викторович Матвеев. Известно, что Омское региональное отделение Российского географического общества занимается проблемами рационального природопользования, охраны природы, исторических и культурных ценностей. «От Тобольска до Усть-Ишима гористая местность, холмы и сопки, - рассказывает Сережа Быстров, - мы часто швартовались у отлогих берегов, археологи делали там замеры, изучали местность. Мы тоже проявляли интерес к этой деятельности, помогали им. По вечерам жгли костры, жарили шашлыки, пели песни под гитару».

 «Сухопутные» с большим уважением относились к флотским ребятам, только им капитан С.Б. Щербаков доверял управление яхтой, откачку воды

из-под пайол, такелажную работу, вязание морских узлов.

         К исторической роли города Тары в настоящее время проявляют интерес ученые и студенты из Томска, Перми, Челябинска, Якутска, активисты немецкого социального центра «Исток». Специалистам предстоит подтвердить догадку о том, что на берегу Иртыша и впадающей в него Аркарки люди жили

и до 1594 года, когда был основан град Тарский. Археологи включили Тару в список городов, предназначенных для сохранения древних архитектурных ансамблей, создания музейных комплексов, а также  для целевого финансирования раскопок. Курсанты  ОКРУ Сергей Быстров и Роман Хромов участвовали в этой исторической миссии. На их глазах студенты из Томска отыскали ржавый старинный нож, шахматные фигурки, серебряное кольцо.  Капитан яхты «Сибирь» С.Б. Щербаков во всех интервью и публикациях  в прессе делает акцент на том, что экипаж пропагандирует не только занятия парусным спортом, но и здоровый образ жизни,  любовь к родному краю, чувство дружбы к землякам и другим жителям планеты Земля. Путешествие в Тобольск летом 2012 года внесло бесценный вклад в развитие духовности и  культуры, сохранение национального наследия народов Сибири.

         Своим опытом, знаниями, приемами закалки тела и характера яхтсмены щедро делятся с молодым поколением речников — курсантами Омского командного речного училища. Слова заместителя директора музея изобразительных искусств имени М.Врубеля А.В. Матвеева: «Спасибо, Вам за таких ребят !» говорят о многом. Дружба омских яхтсменов с курсантами и студентами Омского института водного транспорта еще раз подтверждает  правильность высказывания капитана С.Б. Щербакова:

«Сибирь» как учебное парусное судно воспитает еще не одну сотню мальчишек и девчонок, и именно из них должны получиться будущие капитаны дальнего плавания и олимпийские чемпионы»

Автор статьи - Елена Бондаренко

                                                                                                  Фото -  Р. Хромова      

На снимках: курсанты Сергей Быстров и Роман Хромов, заместитель директора музея им. Врубеля А.В. Матвеев.

Путейцы — хозяева реки

     Отделение эксплуатации внутренних водных путей (ЭВВП) в Омском институте водного транспорта было открыто в 1972 году благодаря инициативе, настойчивости, целеустремленности начальника БУПа Олега Михайловича Стрельчени Умный и дальновидный руководитель, он четко осознавал необходимость подготовки квалифицированных кадров для проектно-изыскательских работ на реке. А освоение  нефтегазовых месторождений ставило перед водниками новые задачи по расширению внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна и организации изыскательских работ на малых реках.

     Первопроходцам всегда нелегко. Объем работ был велик, начинать приходилось с чистого листа. Нужно было составить карты рек, произвести работы по расширению и углублению судового хода, обеспечить безопасные габариты хода, обеспечить намыв песка на будущие причалы и грузовые площадки, реконструировать знаки береговой обстановки и т.д..Без этих работ было бы невозможно развитие нефтегазодобывающего комплекса Сибири. Своевременно и хорошо организованная подготовка специалистов решила кадровую проблему. Под руководством первого начальника отделения ЭВВП  П.С.Пономарева сформировался замечательный коллектив преподавателей-энтузиастов своего дела — Б.Д.Квасников, Т.А.Колтунова, А.Д.Лазарев, В.К.Гребенев, Б.Д. Баклашов, Н.И.Мотовичева. Они стояли у истоков отделения, это они обучили и воспитали целое поколение отличных путейцев. Много лет возглавлял отделение ЭВВП Ю.В.Пластун. Использование компьютерных технологий, инновационные образовательные стандарты позволили  новой структуре динамично развиваться. А умело организованная технологическая практика, которой долгие годы бессменно руководит С.А.Калугина, дает возможность выпускникам работать в изыскательских партиях, путевыми мастерами и механиками на дноуглубительном флоте, на строительстве омского гидроузла. и других промышленных сооружений.

     В новом учебном году отделение эксплуатации внутренних водных путей  возглавил молодой преподаватель, выпускник речного училища 2007 года А.А.Кошман. Классный руководитель О.Г. Желнорович вспоминая годы его учебы, охарактеризовала своего ученика как очень ответственного, общительного и целеустремленного. Окончив в 2011 году Омский  институт водного транспорта, Андрей Александрович начинал трудовую деятельность на «Ленанефть-2026», на ТНМ-31, на «Дмитрии Гусихине». Работа на флоте нравилась, но случайная встреча с начальником отделения судоводителей В.В. Гринимеером оказалась судьбоносной. Учился Андрей всегда хорошо, помогал отстающим товарищам, ему нравилась научная деятельность, выступления перед большой аудиторией. Поэтому когда Владимир Валерьевич пригласил преподавать в  училище такие дисциплины как «Судоремонт» и «Судовые  вспомогательные  механизмы», он не отказался. «В родном доме и стены помогают» - молодого педагога тепло приняли в коллективе и уже после первого года работы предложили должность начальника отделения ЭВВП.  О результатах говорить пока рано, но с уверенностью можно отметить доброжелательную рабочую обстановку на отделении, уважительное отношение курсантов к своему молодому руководителю и его серьезные намерения по сохранению престижа и статуса отделения ЭВВП.

     Речное училище и институт водного транспорта всегда славились тем, что лучшие выпускники возвращаются в родные пенаты. Преподаватели-ветераны Г.Г. Муравьева и Е.Т. Мешков в 1949 и 1952 гг. окончили ОРУ. На отделении эксплуатации внутренних водных путей работает целая плеяда выпускников: Г.В. Борисенко, Е.И. Сербай, С.А. Калугина. Заместитель директора по СПО Я.М. Стрек начинал свою карьеру с речного училища. Список пополнился новым именем,  и мы все надеемся, что  планы А.А. Кошмана поступить в аспирантуру и получить ученую степень   станут  решающими на его пути к профессионализму.

Автор статьи - Елена Бондаренко

Фото -  Р. Рамалданова

На снимках: занятия в группе ВП-31 ведет А.А.Кошман, С.А.Калугина

"История создания учебного заведения"

До революции в Сибири не было ни одного учебного заведения водного транспорта, хотя судоходство развивалось быстрыми темпами. После ликвидации колчаковщины и установления Советской власти остро встал вопрос о необходимости создания  учебного заведения флота.15 декабря 1920 года по решению Центрсоюза  водников Сибири, Омского райкомвода и Сибревкома в Омске открывается «Профессионально-техническая школа водного транспорта по подготовке речных судоводителей и судомехаников».  В период квартирной и топливной нужды эта первая школа расположилась в нижнем, полуподвальном этаже дома № 14 по ул. Тобольской (ныне – ул. Орджоникидзе) в помещении, брошенном колчаковской типографией и состоявшим из 3-х комнат с деревянными тесовыми перегородками, которые отапливались железными печками и освещались керосиновыми лампами. В то время как открытые в других городах Сибири (Томске и Барнауле) водные школы, не выдержав тяжелейших условий, заканчивали свое существование, Омское учебное заведение  развивалось, все шире разворачивая академическую и общественно-практическую деятельность. Жизненность молодой школы не осталась незамеченной и ко 2-му году обучения она получила от народного комитета по образованию отдельное помещение в центре города, по ул. Интернациональная, 23. В нем водники размещались    до 1924 года. Огромная роль в становлении и развитии молодого учебного заведения принадлежала   первому директору Ивану Александровичу Бовину. Это был образованный человек (он закончил высшее Казанское речное училище), грамотный специалист, обладавший кипучей энергией и практической хваткой. А главное, он умело организовывал учебный процесс, разрабатывал учебные программы, создавал первые учебники по специальным предметам. 7 февраля 1922 г. школа была переименована в Рабочий техникум водного транспорта. В навигацию 1922 года  осуществилась первая попытка организации учебного судна. Учебно- практической базой стал пароход «Витязь». Его укомплектовали учащимися, капитаном был И.А.Бовин. В 1923 г. техникум делает свой первый выпуск судоводителей и судомехаников в количестве 15 человек. В 1924 г. Рабочий техникум водного транспорта объединяется с вечерним техникумом путей сообщения,  носит название «Омский техникум путей сообщения» и размещается в здании по улице Московская № 5    (ныне пр. К. Маркса) в здании Управления железной дороги (ныне ОмГУПС). После третьей Всесоюзной конференции по профессиональному образованию  водный техникум был реорганизован в так называемый единый тип техникума водных путей сообщения. В 1925 г.  «Рабочий техникум водного транспорта» становится самостоятельным учебным заведением, называется «Сибирский техникум водных путей сообщения» и получает здание по ул. Рабфаковская, 1.  Это было большое, двухэтажное  сооружение с высокими потолками, стенами полутораметровой кирпичной кладки. Парадный вход — со стороны улицы Ленина, тыльная сторона выходила на проспект Маркса. В этом здании техникум обосновался более капитально. Были оборудованы: судоводительский и судомеханический кабинеты, токарный, слесарный, кузнечный, литейный и столярный цехи. Практические занятия проводились непосредственно в цехах. По ул. Рабфаковская,1 техникум находился до 1971 г. ( зданию было 106 лет  и в середине 1971 года оно навсегда исчезло с лица Ленинской горки).       

Военное время внесло суровые коррективы в уже, казалось бы, отлаженную жизнь речного техникума. В июле 1941 г. наркомат флота принял решение о переводе курсантов и преподавателей в город Тобольск в связи с необходимостью размещения в здании по улице Рабфаковская № 1 картографической фабрики, эвакуированной из блокадного Ленинграда. К началу Великой Отечественной войны материально-техническая база учебных кабинетов, мастерских и лабораторий соответствовала  требованиям того времени. Все оборудование приходилось отгружать на суда и отправлять в г. Тобольск. Омичей разместили в здании рыбного техникума, предоставленные помещения подготавливались силами преподавательского и курсантского состава. Нужно было расселить эвакуированных   в деревянных бараках на пристане г. Тобольска, обеспечить продуктами питания, топливом, одеждой. Шла война, тяжело было всем, но никто не роптал. Педагогический коллектив справился с продиктованной временем задачей. С 1942 по1944 год было сделано два выпуска специалистов водного транспорта.    В 1944 году, 20 июня, Решением Госкомобороны и приказом народного комиссара речного флота № 208 Омский речной техникум был реорганизован в речное училище( как учебное заведение, имеющее военную кафедру) и переведен в г. Омск. По возвращении из Тобольска курсанты были размещены для проживания в бараках судоремонтоного завода на Затонских улицах, клубе Водников, в комнатах зала ожидания старого речного вокзала на ул. Паромной. В 1944 году по инициативе выпускника 1926 г., заместителя начальника Омского речного училища, капитана 2 ранга А.И. Наклевкина была организована военно-морская подготовка, укомплектован штат военных специалистов с академическим образованием. Омское речное училище становится в Иртышском  бассейне центром подготовки специалистов высокого уровня. Жизнь учебного заведения в послевоенные годы постепенно входила в привычное русло. Педагогический коллектив был подчинен единой цели обучения и воспитания курсантов. В процесс обучения внедрялись новые технологии, кабинеты оснащались новейшими техническими средствами. Для решения вопроса обустройства быта курсантов и студентов в 1957 году было построено типовое общежитие на 800 мест, где разместились столовая, медицинский пункт и другие помещения административно-хозяйственной части. Становление и развитие спортивно-массовой работы во все времена было тесно связано с Иртышским пароходством, бассоветом ДСО «Водник», баскомфлотом. Традиции походов под парусами и на веслах в 50-е и 60-е годы получили дальнейшее развитие. Уникальные шлюпочные походы посвящались съездам ВЛКСМ, фестивалям молодежи и студентов. Велосипедные гонки, лыжные походы, шахматные баталии проводились не только на первенство училища, но и в городском, областном  и всероссийском масштабе. И как итог такого энтузиазма -  в эти годы более 30 курсантов стали мастерами спорта СССР. Кроме спортивных секций активно работали судомодельный кружок, студенческий театр, ансамбль пляски, хор курсантов. В 1946 году был создан духовой оркестр, который за годы  существования своей игрой, репертуаром, дисциплиной, внешним видом завоевал авторитет среди жителей г. Омска. Выступления на демонстрациях, митингах, смотрах строевой подготовки всегда получали самую высокую оценку горожан и руководителей разного масштаба. В сороковые и пятидесятые годы в секторе военно-морской подготовки произошли значительные обновления. В училище пришли работать боевые офицеры с кораблей, из штабов флотских соединений, с батарей береговой обороны. За их плечами был опыт и навыки морских сражений в года Великой Отечественной. Их кители и мундиры украшали многочисленные ордена и медали. Стажировка курсантов проходила на Дальнем Востоке. Выпускники Омского речного училища — молодые офицеры получали в управлении Иртышского пароходства от комиссии по распределению направления на свои первые рабочие должности. В мае 1956 года Н.С.Хрущев сделал заявление о сокращении численности Советской армии на миллион двести тысяч человек. Военное ведомство страны начало массовые увольнения офицеров. Одними из первых это коснулось речных училищ.         Когда курсанты нового поколения идут в парадной форме под звуки духового оркестра, четко печатая шаг, убеждаешься, что традиции живы и что не прерывается нить времен.

  В 50-60 годы учебная база училища росла, укреплялся авторитет. Поступала учиться молодежь из всех регионов страны, конкурс был велик.  В начале 70-х выпуск училища составлял 243 человека. Число учащихся было доведено до 840. А число выпускников, занимавших командные должности на судах только Омского ССРЗ к 1976 году составило примерно 92 % , причем многие имели или получали высшее образование.  В годы освоения нефтегазовых месторождений Сибири возникла острая потребность в грузоперевозках по боковым, несудоходным рекам Обь-Иртышского бассейна, и Омское речное в 1972 году открывает новое отделение - «Эксплуатация внутренних водных путей».  Родилась прогрессивная идея — совмещать на теплоходах, как буксирных так и грузовых, профессию штурмана и помощника механика. В конце 70-х и начале 80-х на флоте появляются специалисты, владеющие искусством судовождения и одновременно умеющие грамотно эксплуатировать все судовые механизмы. Оснащение современных теплоходов и дизель-электроходов новыми видами электрооборудования и автоматики подвигло училище в 1977 открыть новую специальность - «Эксплуатация транспортного оборудования и автоматики».  В девяностые годы командиры речного флота успешно осваивают смешанное (река-море) плавание, бороздят просторы морей и океанов. Но чтобы стать дипломированным капитаном дальнего плавания курсантам необходимо получить комплекс новейших знаний. С этой целью в училище был установлен тренажер ГМССБ, освоение которого дает возможность обучающимся соответствовать международным требованиям мореплавания. Идет подготовка по двенадцати специальностям, в условиях рыночной экономики прогнозируется потребность в тех или иных специалистах, корректируются планы многоотраслевой подготовки.   Выпускники Омского командного речного училища, где бы они не трудились, при желании достигают больших высот и в производственной деятельности, и на общественном поприще,  и в науке, культуре, в спорте. Капитаны бороздят просторы морей и океанов, военачальники имеют высокие звания, ученые создают новые типы судов — и все они с честью несут звание выпускников ОКРУ.     

"Препарадная подготовка"

Подготовка кадров для водного транспорта в Омском командном речном училище всегда сочеталась с допризывной военной подготовкой курсантов. Уже в  20-х годах «...был приглашен опытный военрук, пополнено спортивное оборудование, открыт тир, приобретены малокалиберные и учебные винтовки» ( книга «Школа командиров флота»).С тех пор строевая подготовка проводилась на очень высоком уровне, курсанты были постоянными участниками демонстраций трудящихся города Омска. Такие замечательные преподаватели военных дисциплин и командиры рот, как А.И.Наклевкин, М. Д. Шипитько, М.Г. Семченко, М.А. Баскин,   заложили основу военно-патриотического воспитания, олицетворяя образ настоящего морского офицера. Курсантам было  на кого равняться. Опыт боевых действий и  навыки преподавателей военной кафедры способствовали становлению молодых командиров флота. Пример тому — биография выпускника училища 1965 года, вице-адмирала В.Ф.Дорогина. В своих воспоминаниях он пишет: «Заветная мечта детства осуществилась в 1961 году, когда я был принят на первый курс Омского речного училища...Огорчало немного то, что была расформирована военная кафедра, а ведь мечталось и о военной карьере». Но то, что традиции  живы, подтверждается нынешним поколением курсантов. В последние годы курсантов не приглашали для участия в торжественных парадах на Соборной площади, мотивируя   это тем, что наше учебное заведение не является военным. В 2012 году оргстроевой отдел проявил инициативу и  обратился к руководству города с просьбой возобновить торжественное прохождение курсантов речного училища по Соборной площади в День Победы. Город дал добро, и строевая подготовка обретает былой статус. Обучением курсантов занимается полковник запаса Г.В. Пестряков. Возглавит парадные расчеты заместитель директора Омского института водного транспорта, выпускник Омского речного училища и Омского института водного транспорта, кандидат технических наук Я.М. Стрек.

"Патриотизм как постулат духовности"

Анкетирование по военно-патриотическому воспитанию было проведено в четырех группах: СВ-13, ЭМ-22, ЭМ-31, СВ-32. Вопросы предусматривали не только выявление уровня патриотизма, но и отношения к выполнению воинского долга, личного участия в патриотических мероприятиях. Оказалось, что наших ребят очень волнует судьба Родины. Данные анкеты показали, что большинству больно осознавать ослабление России как мировой державы, падение ее престижа. И в то же время есть понимание того, что многое зависит от каждого из нас, особенно представителей молодого поколения. Об этом говорят ответы курсантов на вопросы такого плана: нужно ли  развивать патриотизм с ранних детских лет и что необходимо делать для возрождения патриотизма в нашем обществе. 90 % анкетируемых считают, что настало время перемен. Для кого-то это, наверное, неожиданно, но наиболее значимыми в жизни ребята считают не деньги и материальное благополучие, а любовь к родителям и дружбу. На первом месте в рейтинге семейные праздники, хорошие отношения в семье. Общечеловеческие ценности как оказалось, имеют неоспоримое преимущество перед всеми благами жизни. При анализе вопросов, связанных с выполнением воинского долга, чувствовалось неоднозначное отношение к армии и на это есть объективные причины. Но приятно, что большинство наших ребят расценивают службу в рядах ВС как выполнение гражданского долга, хотя и не испытывают личной заинтересованности в военном деле. В группе СВ-13 положительное отношение к службе у 17 человек из 17, в группе ЭМ-22 у 15 человек из 16, в группе СВ-32 у 14 из  16, в группе ЭМ-31 у 16 из 17. Известно, что в постперестроечных и современных кризисных условиях понятие «патриотизм» трансформировалось  по сравнению с советскими временами.  Для многих курсантов нашего учебного заведения  патриотизм -  это проявление интереса к  истории Российского флота, сохранение флотских традиций. Причем, интересуясь прошлым, считают ребята, нужно делать ставку на настоящее, пытаясь сделать это «настоящее» хоть немного лучше. В научной литературе есть понятие «культура патриотизма» и трактуется оно как «особый пласт отечественной духовности». Мероприятия военно-патриотической направленности соотносятся у нас с требованиями времени, с особенностями учебного заведения и главное — направлены на то, чтобы задеть потаенные «струны души» каждого молодого человека, открывая в нем все самое лучшее. Серьезных, думающих ребят, обеспокоенных не только собственной судьбой, но и судьбой Родины у нас много. Зная, что наличие военной кафедры повлечет за собой строгую дисциплину, повышенные требования к внешнему виду, успеваемости, многие хотят ее возрождения, справедливо считая, что это поднимет престиж учебного заведения. Уровень понимания сверстниками патриотизма курсанты оценивают как не очень высокий и даже низкий. При этом, отвечая на вопрос о личном вкладе каждого в дело его возрождения,  часто принимают участие в военно-патриотических мероприятиях в группе СВ-13  пять человек из 17, редко – тоже пять человек. Остальные отстранились от этой работы. В группе ЭМ-22 активно участвуют 8 человек из 16, изредка — 5 человек. В группе СВ-32 семь человек регулярно участвуют в таких мероприятиях, редко — 6 человек, никогда - трое. В группе ЭМ-31 постоянно занимаются военно-патриотической деятельностью 5 человек, регулярно — 10 человек, двое — никогда. Таким образом, оценивая как наиболее яркое проявление патриотизма выполнение воинского долга в рядах Российской армии, курсанты  довольно однобоко трактуют понятие «патриотизм», недооценивая свою активную деятельность в этом направлении, часто не имея четкой гражданской позиции.

Две группы для анкетирования на 3 курсе были выбраны не случайно. Результаты курсантов группы ЭМ-31 должны были быть выше, чем у  остальных и ожидания оправдались. У многих ребят в этой группе активная жизненная позиция, конкретные цели. С первого курса в актив музея входят Денис Перегудов, Даниил Казаков, Денис Прокопьев, Александр Белозеров, Петр Чигодаев. Сформировав группу «Поиск», они разыскали множество выпускников разных лет по почте и в Интернете, делают новые фотоальбомы, реставрируют стенды, пополняя и обновляя фонды нашего музея. Закономерно, что в этой группе обеспокоены судьбой России 8 человек из 17, считают, что для возрождения патриотизма в обществе нужно повернуть лицом к этому вопросу деятельность школ и других учреждений образования — 10 человек, изменить отношение со стороны руководства государства и правящей политической элиты — 11 человек, больше внимания уделять патриотическому воспитанию молодежи  в средствах массовой информации — 7 человек. Один из курсантов группы ЭМ-31 написал, что патриотизм нельзя навязать, у каждого свои взгляды на жизнь. Это вполне логично. Если у  молодого человеки правильная жизненная позиция, если он адекватно оценивает окружающий мир, если понимает, что и от него зависит многое, то количество патриотов возрастет. Встречи с ветеранами училища и флота, сохранение и приумножение флотских традиций, расширение знаний по истории отечественного флота способствуют формированию патриотического самосознания наших курсантов и студентов. Река может быть сильной и полноводной, только если в нее впадает множество малых рек и ручейков. Так и человеческое общество: деятельность каждого нормального человека должна быть полезна и значима. Мы не можем выбирать место, где рождаемся, наша задача — любить свою Родину и сделать лучше ту землю, на которой живем.

                                                                                              Автор статьи - Елена Бондаренко

Мы в социальных сетях

   

Контактный телефон:

 (3812) 24-09-94

Email:
 info@rc.sotline.ru

Омский институт водного транспорта

 г. Омск, ул. Ивана Алексеева 4

Режим работы:
 Пн. - Пт. 8:30 - 17:00

Общие разделы
Система менеджмента качества
Библиотека
Музей
Написать администратору сайта