Вторник, 19 Апрель 2016 00:00

Публикации за 2015 год

Автор 

 

 

 

 

Омскому командному речному училищу имени капитана

 В.И. Евдокимова – 95

 

15 декабря 2015 года структурное подразделение Омского института водного транспорта «Омское командное речное училище имени капитана В.И. Евдокимова»  отметит юбилей.

95-летняя история училища – это судьбы не одного поколения Иртышских речников, внесших большой вклад в развитие экономики Сибири. Каждый этап становления учебного заведения имеет неоценимое значение. Мы всегда с гордостью будем говорить о людях, принимавших участие в важных событиях летописи образовательного учреждения.

15 декабря 1920 года в Омске была открыта «Профессионально-техническая школа водного транспорта по подготовке речных судоводителей и судомехаников». 7 февраля 1922 года школа была переименована в рабочий техникум водного транспорта. В 1944 году  учебное заведение было реорганизовано в речное училище как имеющее военную кафедру. В 1956 году был открыт Опорный пункт Новосибирского института инженеров водного транспорта по подготовке инженерных кадров для водного транспорта, который в 1991 году стал Омским филиалом.

Особая веха в истории нашего ВУЗа – 2007 год. Объединение Омского филиала НГАВТ с Омским командным речным училищем имени капитана В.И. Евдокимова в единый профессиональный образовательный комплекс.

С 1920 года  учебным заведением руководили 19 директоров.

Училище всегда отличалось высоким уровнем подготовки специалистов и квалифицированным педагогическим коллективом, имеющим богатый опыт учебно-воспитательной работы. Для курсантов и студентов созданы все условия для реализации их способностей и творческой деятельности.

За 95 лет в образовательном учреждении были подготовлены и выпущены  тысячи выпускников.

Большинство занимают командные и руководящие должности на флоте. Среди них – руководители пароходств, судоремонтных и судостроительных заводов, баз флота, капитаны судов, кандидаты и доктора наук, доценты, профессора.

Особая гордость  – плеяда выдающихся выпускников. Из стен училища вышли адмирал А.Е. Орел, вице-адмирал В.Ф. Дорогин, Герой Советского Союза Н.Я. Клыпин, профессора Д.К. Земляновский, А.В. Шухов, И.И. Яновский, А.П. Моргунов, писатели А.П. Токарев и И.А. Булава, поэт Т.М. Белозеров, художники П.А. Тышкевич, братья Сургутсковы, а также прославленные капитаны В.И. Евдокимов, В.А. Вронский, отец и сын Ланьковы, А.В. Тращенко, А.И. Лоров, М.П. Листопадов, А.И. Шульман.

В ОИВТ на данный момент получают высшее и средне–профессиональное образование более 2 тысяч студентов/курсантов очной и заочной форм обучения. В институте высокий научный потенциал, подкрепленный развитой материально-технической базой. В штате образовательного учреждения трудятся высококвалифицированные преподаватели, имеющие ученые степени и звания, многие педагоги аттестованы на высшую категорию. За последние пять лет наши преподаватели получали ученые степени кандидатов и докторов наук,  ученые звания доцентов и профессоров.  В целом коллектив Омского института водного транспорта – это конгломерат единомышленников, стремящихся к одной общей цели – подготовке и выпуску специалистов, профессионалов своего дела, с высоким уровнем теоретической и практической подготовки.

Сегодня наше учебное заведение успешно выполняет эту важную государственную задачу – хорошо подготовленные кадры успешно трудятся как в нашем регионе, так и за его пределами.

 Учебные занятия проходят с использованием современных образовательных технологий, уникальных учебных лабораторий, интерактивных методов обучения, способных приблизить обучающихся к реальной профессиональной деятельности.

В процессе обучения мы обращаемся к информационным компьютерным программам, к  электронным изданиям, аудио-, видео- материалам, графическим объектам, виртуализированным тренажерам, в училище и институте оборудованы компьютерные комплексы, техническое оснащение которых постоянно совершенствуется.

Свои творческие способности курсанты и студенты реализуют, занимаясь художественной самодеятельностью, работает судомодельный кружок.  Духовой оркестр хорошо известен в городе, его приглашают на многие праздничные мероприятия. Развита сеть спортивных секций, наши учащиеся являются участниками и победителями многих городских и региональных спортивных состязаний. Центром патриотического воспитания является музей училища, ставший в 2014 году лучшим среди музеев и комнат боевой славы Центрального административного округа. Библиотечный фонд имеет множество экземпляров учебной, научной и художественной литературы.

За последние несколько лет преподаватели, студенты и курсанты достигли успехов, о которых можно говорить с гордостью.

Быстрые темпы научно-технического прогресса на речном транспорте предъявляют высокие требования к подготовке кадров для флота России. Суда оснащаются современными техническими средствами навигации, автоматики, спасения человеческой жизни на реке и на море. В этих условиях коллектив образовательного учреждения проводит огромную работу по обучению молодого поколения речников, закрепляя прочные знания, высокое профессиональное мастерство, ответственное отношение к избранной специальности. Наши  выпускники трудятся на пассажирских и грузовых судах, на судоремонтных предприятиях, в портах и пароходствах  Российской Федерации и за ее пределами и каждый гордится тем, что учился в одном из лучших учебных заведений Министерства транспорта - Омском институте водного транспорта и его структурном подразделении  «Омском командном речном училище имени капитана Евдокимова».

Елена Бондаренко

       

 

 

 

Профессионализм – основа жизни

 

         Так случилось, что вся жизнь и трудовая деятельность Бориса Ивановича Полевко  оказалась крепко связанной с речным флотом. За его плечами авиационный техникум и политехнический институт, курсы повышения квалификации в  соответствии с требованиями конвенции по ПДМНВ. В Омское речное училище он пришел в 1995 году  грамотным и зрелым инженером. Азы педагогической деятельности постигал здесь. А до этого, работая на производственном объединении «Полет», молодой инженер в течение 10 лет занимался сборкой боевых отсеков для атомных подводных лодок. Заказчиком изделий был Военно-морской флот России.

         В состав Вооруженных Сил  Борис был призван после окончания техникума, поэтому, уже имея средне-техническое образование, очень быстро стал заместителем командира взвода. Служил в городе Калуга Московской области в войсках ВВС. Об армии  остались только хорошие воспоминания, особенно запомнилось боевое братство, взаимовыручка товарищей. Оказалось, что это не только красивые слова, это бывает в жизни по-настоящему. До сих пор Борис Иванович общается со своими сослуживцами, поздравляют друг друга с праздниками, делятся успехами.

         Материаловедение и инженерная графика являются одними из сложнейших предметов в учебной программе. Огромное чувство ответственности, умение управлять коллективом, внимательное отношение к курсантам, стремление помочь им в овладении этими науками предопределили успех Бориса Ивановича как преподавателя. Его биография, изложенная ниже в интервью, не может не вызывать чувства восхищения и глубокого уважения. На какое поприще не забросила бы судьба, высокий профессионализм, порядочность и дипломатические данные помогают ему быть незаменимым. К тому же  Борис Иванович прогрессивно мыслящий, прекрасно обучаемый человек. На должности заместителя директора по дополнительному образованию он вплотную занимается инновационными технологиями, внедрением новых программ, что в условиях возросших требований к обучению моряков жизненно необходимо. А его доброжелательное отношение к людям и личное обаяние позволяют сохранять дружеские отношения с теми, кто когда-то учился - с морскими пограничниками,  с яхтсменами,  с капитанами - долгие-долгие годы.

         Профессионалу, до тонкостей знающему свою работу, Борису Ивановичу Полевко не чуждо чувство прекрасного. Он закончил музыкальную школу по классу духовых инструментов, профессионально играет на флейте, часто посещает концерты симфонического оркестра. Поддерживать здоровье и физические данные помогает любовь к спорту – играет в баскетбол, волейбол, вместе с внуками ходит на каток и в бассейн.

         Вклад Бориса Ивановича в развитие речного училища, а затем института водного транспорта трудно переоценить. Придя работать в учебное заведение в труднейшие 90-е годы, он умело организовывал и учебный процесс, и серьезную научную деятельность, и работу на сложнейших судоводительских тренажерах (ГМССБ и др.). На должности начальника Омского командного речного училища имени капитана В.И. Евдокимова Борис Иванович концентрировал внимание на диалоге с преподавателями и курсантами, был демократичен и в то же время требователен, умело различал способных, талантливых людей и всячески их поощрял. Большое внимание уделялось сохранению и укреплению материально-технической базы училища, дисциплина в общежитии и строевая подготовка курсантов были в приоритете.

         Если думать о том, что судьбой управляют высшие силы, то можно сказать, что Бориса Ивановича связала с флотом судьба. И она не ошиблась. Человек на своем месте, у него огромный авторитет среди преподавателей, курсантов, студентов, речников, ветеранов и выпускников речного училища. Его личный вклад в развитие и совершенствование водного транспорта неоспорим.

Елена Бондаренко

     

Интервью у заместителя директора ОИВТ Бориса Ивановича Полевко взяла методист Е.К. Гринимеер

  1. Где Вы учились?

В 1976 году я окончил среднюю общеобразовательную школу № 118 г.Омска и в этом же году поступил в Омский авиационный техникум им. Н.Е.Жуковского. В 1979 году окончил его по специальности техник-технолог сварочного производства, а в 1981 году после окончания воинской службы поступил в Омский политехнический институт и в 1987 году окончил его по специальности инженер-механик.

  1. Когда Вы пришли работать в Омское речное училище?

 После окончания института работал в ПО «Полёт», затем мне пришлось в корне сменить род своей деятельности. В тяжелые перестроечные времена, когда задерживали зарплату, нужно было думать, как прокормить семью. По рекомендации моей сестры Ирины Ивановны, которая на тот момент уже работала в училище преподавателем «Русского языка и литературы», я пришел работать в Омское речное училище в 1995 году на должность диспетчера по расписанию. В это время начальником училища был В.Ф. Брязгов. Характер у директора был сложный, но взаимопонимание мы с ним  находили всегда.

Затем в 1996 году меня назначили заведующим учебной частью. С приходом на должность начальника училища М.П.Киселева моя жизнь сделала очередной поворот. Я стал заместителем начальника по учебной работе. На этой должности находился около четырех лет, а в 2000 году меня переводят на должность заведующего учебной частью заочного отделения.

3. Кто из работников ОРУ оставил след в Вашей судьбе?

Люди работали очень хорошие,  вспоминаю их с теплотой. Например, Бухольц В.Г. учил меня составлять расписание на компьютере (до моего прихода расписание делали вручную). Теплыми словами хочется вспомнить Михайлеву Г.И., Морозову Л.И., Пинигину Л.Н., которая тоже помогала составлять расписание в электронном варианте. Со всеми техническими неполадками, связанными с компьютером, обращались исключительно к ней.

  1. Что можете интересного рассказать о работе в Иртышском пароходстве.

Пришел в Иртышское пароходство работать в 2004 году, на должность помощника генерального директора. На тот момент работали замечательные люди, хорошие и грамотные специалисты. Коллектив был дружный, здоровый, люди болели друг за друга душой!

  1. Что хотели бы усовершенствовать в дополнительном образовании ОИВТ?

Оборудование у нас хорошее, но прогресс не стоит на месте, и нам хотелось бы многое усовершенствовать. Запланировано приобретение NTPro -. новейших тренажеров, 100-процентно эмитирующих рубку корабля.

  1. Вас хорошо знают речники города Омска, яхтсмены. Не жалеете, что связали свою жизнь с флотом? Считаете ли Вы себя флотским человеком?

О том, что связал свою жизнь с флотом, конечно, не жалею! Когда пришлось уйти с завода, сначала очень переживал, а сейчас думаю, что «всё, что не делается – всё к лучшему»! С капитанами, морскими пограничниками,  когда-то проходившими у нас обучение, общаюсь  до сих пор.

. Был награжден медалями «Пограничник 3 степени» и «300 лет штурманской службы».

  1. Расскажите о семье.

Какие бы повороты и неожиданности мне не подкидывала судьба, за моей спиной  был и есть надежный тыл. Всегда чувствую поддержку моей супруги Елены, с которой мы уже 37 лет вместе. У нас двое замечательных детей. Сын Илья окончил Омский Государственный технический университет, как и я, факультет ракетостроения, работает в конструкторском бюро, а дочь Галина – Новосибирскую Государственную академию водного транспорта, она экономист. А сейчас радуют внуки, старшему внуку Артему уже седьмой год, в сентябре он идет в школу. Младшему – Александру четвертый год, вежливый и очень заботливый мальчик. Большая радость и отрада нашей жизни!

  1. Чем отличается нынешнее поколение курсантов от курсантов предыдущих лет?

Нынешнее поколение не имеет такого желания учиться, как ребята прошлых лет. В те трудные перестроечные годы, когда не выделялись деньги на форму, на питание,  у ребят было большое желание  учиться и добиваться поставленных целей.

  1. Вы активный участник всех встреч с ветеранами, можете провести экскурсию в музее. История ОРУ занимает какую-то часть Вашей трудовой биографии?

Конечно, я очень уважаю наших ветеранов, и глубоко убеждён, что свою историю надо помнить!

 

 

 

 

 

 

 

«Генеральная линия» - служение Отечеству

         Анатолий Кириллович Минченко – потомственный военнослужащий. Отец, служивший в танковых войсках, с самого начала Великой Отечественной и до Победы воевал на разных фронтах. Закончил войну в столице Австрии, в Вене, в должности старшего сержанта. Затем отца направили служить на Дальний Восток. В Омское танковое училище приехал учиться на курсах младших офицеров. В Омске он встретил  хорошую девушку, работавшую на фабрике «Большевичка» швеей. Вспыхнули чувства, в 1949 году они поженились и уехали на Дальний Восток. Жить на Камчатке пришлось сначала в землянке, позже для военнослужащих построили финские домики на две семьи. Погода в этих краях во все времена испытывала жителей на прочность. Вот и тогда, в пятидесятые годы, пурга была такая, что ни зги не было видно, сугробы наметало в человеческий рост. Когда в семье Минченко должен был появиться первенец, в роддом города Петропавловск-Камчатский молодую женщину муж повез на танке. Показательно, что впервые за рычаги танкового управления Анатолий сел в 5 лет на коленях у отца. Мальчику запомнился необычайный грохот и пушка, которая частично была видна через люк лобовой брони. В 1953 году отца направляют служить в Симферополь, некоторое время семья  жила возле Черного моря. Когда по приказу Хрущева в Вооруженных Силах СССР начались массовые сокращения, отцу Анатолия Кирилловича предложили поменять место службы на город Лесозаводск, на границе с Китаем. Школы в маленьком военном городке не было, поэтому родители отправили сына к бабушке, в целинный совхоз «Ждановский». Затем бабушка вместе с внуком переехала из Казахстана в Омскую область, в город Исилькуль, и там Анатолий окончил среднюю школу, получив вместе с аттестатом водительские права и специальность автослесаря.

Когда встал вопрос о выборе учебного заведения, сомнений не было: Омское танковое училище. Но из-за затянувшейся простуды медицинскую комиссию пройти не удалось. Парень не отчаялся, не пал духом и легко поступил в  Ремесленное училище № 7, где одной из самых востребованных специальностей была «радист». После окончания получил направление на пароход «Герой Маркин», принадлежавший Иртышской РЭБ. Хорошо запомнил Анатолий Кириллович свою первую навигацию в далеком 1968 году. Работа  пришлась по душе: серьезный мужской коллектив, взаимовыручка, дисциплина – все, к чему привык сын кадрового военного, было на флоте. С 1969 года работал на танкере НТ-52, переделанном из морского водолива. Ходили в Салехард, заходили в Тазовскую губу, Гыданскую губу, по Обской губе поднимались вверх, в Карское море. Перевозили бензин, керосин, солярку и другие топливные материалы.

         Но судьба упрямо вела Анатолия по стезе защитника Отечества. В 1969 году его призывают в армию и попадает он в полк, где служил отец – 323 отдельный учебный полк, который базировался в поселке Светлом. Это была сержантская школа по подготовке младших командиров шести боевых специальностей для войск Сибирского военного округа. В 1970 году Анатолия Минченко назначают механиком-инструктором, за успехи в боевой и политической подготовке его торжественно фотографируют у знамени полка.

 В августе пришел долгожданный вызов в Дальневосточное высшее танковое училище (в городе Благовещенске). С отличными рекомендациями замполита своей части он легко туда поступает. Анатолий был старше своих однокурсников на целых три года, поэтому командование его сразу назначило заместителем командира взвода. Приходилось учить более молодых бойцов и портянки наматывать, и постели заправлять. Благо, уважение к себе он снискал сразу, так как поступил в училище уже в звании сержанта, со знаками воинской доблести, отличником боевой подготовки, спортсменом-разрядником по военно-прикладным видам спорта.

После окончания  училища Анатолий Кириллович остается на Дальнем Востоке, генеральная линия судьбы приводит его на службу в легендарную 129-ю Краснознаменную Тихоокеанскую ордена Кутузова второй степени мотострелковую дивизию.  Он получает должность командира  взвода, а затем роты в учебном танковом полку, который  готовит механиков-водителей для войск Дальневосточного военного округа. Служба была нелегкой и очень ответственной.

В 1985 году А.К. Минченко переводят в Прибалтийский военный округ, где он несет службу в должности начальника штаба танкового батальона до марта 1992 года. В «лихие» девяностые из Литвы пришлось уехать, семья возвращается в родной Омск. Здесь Анатолий Кириллович устраивается на работу в автошколу ДОСААФ, которая готовит водителей для войск округа. Затем преподает ОБЖ в училище № 15, в 2010 году переходит в Омское командное речное училище на должность преподавателя судовых энергетических установок.

Неотъемлемой частью жизни офицера запаса Минченко до сих пор остается спорт. Особой любовью пользуются лыжи и коньки, плавание заряжает энергией, придает силы и здоровье. Есть еще у Анатолия Кирилловича замечательное хобби – изготовление моделей военной техники. Как-то в руки ему попались журналы «Моделист-конструктор» и «Техника молодежи». Перелистал подшивку, заинтересовался… и приступил к работе. Он создает модели только с интересной судьбой. Так в нашем музее появилась модель фронтового истребителя ЛА-5, сыгравшего огромную роль  в победе над фашистами в Сталинградской битве. Линейный корабль «Петропавловск» принимал участие в обороне Ленинграда, сметая врага огнем своих 305-миллиметровых орудий главного калибра. Модель тоже подарена музею. В настоящее время Анатолий Кириллович заканчивает работу над моделями истребителя И-16 и танка Т-34, которые в первые месяцы Великой Отечественной войны приняли на себя всю тяжесть наступления немцев на СССР.

Несмотря на строгость и требовательность истинно военного человека, преподаватель Минченко с любовью и теплотой говорит о своих курсантах. Общение с ними является смыслом его жизни, работа с молодежью заряжает оптимизмом, ему интересно наблюдать, как из юных мальчишек вырастают настоящие мужчины, грамотные специалисты речного флота. Он старается донести до каждого, что труд речника и моряка  самоотверженный, что выбрав эту профессию, нужно быть готовым к любым трудностям. Анатолий Кириллович рассказывает ребятам об освоении Севера, о судах, которые ходят по Северному морскому пути, о том, что в настоящее время стратегической задачей является развитие северных регионов, и что если они хотят быть полезными Родине – нужно работать там, где это особенно необходимо.  «А кто хочет прожить жизнь легко, пусть ищет другую профессию», - резюмирует преподаватель, посвятивший свою жизнь служению Отечеству.

Мудрость, духовная зрелость и жизненный опыт этого человека подтверждают правоту его слов.

 Елена Бондаренко

       

 

 

Кузнице флотских кадров - 95

         Почти вековая история учебного заведения всегда предполагает множество событий, огромное количество выпускников и преподавателей, работавших в разные годы. В преддверии 95-летия со дня основания Омского командного речного училища имени капитана В.И. Евдокимова было решено провести для курсантов цикл классных часов - встреч с ветеранами учебного заведения и флота, вспомнить тех, кто когда-то работал и учился, кто внес свой неоценимый вклад в развитие училища.

         Уже первое мероприятие прошло в необычайно теплой, наполненной положительными эмоциями атмосфере. Оно было посвящено выпускнице 1949 года, замечательному преподавателю Муравьевой Г. Г. Особую нотку внесло то, что на встречу пришли ученики Галины Георгиевны – капитаны, штурманы, ученые. Четыре группы курсантов слушали их, затаив дыхание – настолько интересны  биографии этих людей. А главное – каждый смог задуматься над собственной судьбой.

         Увлекательно прошли мероприятия в группах ВП-11, ВП-21, ВП-31. Путейцы-ветераны и ныне работающие выпускники рассказали о работе в техучастке, на земснарядах, на гидроузле.

         Ветераны речного училища Г.И. Мариневич, Г.Г. Муравьева, Т.А. Колтунова, Н.И. Мотовичева, Г.В. Провоторов, М.П. Киселев, ветеран Великой Отечественной войны П.А. Тышкевич покидали училище с букетами цветов, помолодевшие и окрыленные – молодое поколение свято чтит и приумножает то, что было создано ими.

         Ко всем классным часам курсанты тщательно готовились, разыскивали фотоматериалы и сведения о выдающихся выпускниках ОРУ, итогом стали стенные газеты, выпущенные группами  к юбилейной дате.

         15 декабря состоялось торжественное собрание и концерт. Содержательным и эмоциональным было выступление директора Елены Алексеевны Заславской. Она отметила, что преподавательский состав, который она возглавляет – это и по сей день конгломерат единомышленников, прилагающий массу усилий для качественного обучения и воспитания кадров для флота. В подтверждение своих слов Елена Алексеевна привела примеры успешной работы преподавателей по всем направлениям учебной и воспитательной деятельности в соответствии со всеми стандартами образовательных программ.

         В выступлении ректора Сибирского Государственного университета водного транспорта Татьяны Ивановны Зайко чувствовались ностальгические нотки. Она по праву гордится учебным заведением, которое когда-то возглавляла, сохранением традиций, развивающейся материально-технической базой.

         «Эти стены тянут как магнит…» - это строки из стихов, прозвучавших в выступлении Галины Георгиевны Муравьевой. Действительно, речное училище притягивает  ветеранов педагогического труда,  речников, всех тех, кто так или иначе связан с флотом. Актовый зал училища был переполнен и 11 декабря, когда состоялась встреча выпускников разных лет, и в день юбилея. Галина Георгиевна справедливо  заметила, что творческий потенциал нынешних преподавателей заряжен энергией преподавателей прошлых лет и напомнила слова К.Д. Ушинского: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

         Много грамот и благодарственных писем получили в этот день преподаватели, начальники специальностей, методисты, заместители директора. Елена Алексеевна Заславская утопала в этот день в цветах и подарках. Особенно ценными были поздравления коллег из других учебных заведений, представителей Министерства культуры, транспорта, образования, Центрального административного округа.

Председатель Совета директоров средне-профессиональных образовательных учреждений И.И. Кучеренко поздравил от имени 48 учебных заведений города Омска, особо отметив сотрудничество с заместителем директора Я. М. Стрек. Не удержался Иван Иванович, чтоб не восхититься завораживающим Севастопольским вальсом, который танцевал Ярослав Михайлович со своей женой. Исполнение было виртуозным, от пары нельзя было глаз оторвать, а на строгого руководителя в безупречно отглаженном форменном костюме присутствующие взглянули с другой стороны.

         Много выпускников было  в Омском речном училище за 95 лет существования. Особую гордость составляют выпускники выдающиеся, те, которыми гордимся сейчас и будут гордиться следующие поколения. Выступление вице-адмирала Валерия Федоровича Дорогина было как всегда интересным по содержанию. Удивительно, как этот человек, достигший таких карьерных высот (он командовал Камчатской военной флотилией, всеми Вооруженными силами Северо-Востока России, был депутатом Государственной Думы) сохраняет простоту в общении, умение слушать собеседника, говорить понятным языком, без чванства и напыщенности. Валерий Федорович добрым словом вспомнил своих преподавателей, вручил грамоты нынешним педагогам и курсантам, директора удостоил памятным знаком.

         Яркой и запоминающейся была речь бывшего Генерального директора ОАО «Иртышское пароходство», ныне преподавателя ОИВТ, профессора И.И. Яновского. Путевка в жизнь, полученная когда-то им и его однокурсниками Н.И. Ланьковым, А.В. Тращенко в стенах речного училища позволила этим замечательным руководителям стать успешными, добиться признания, а в настоящее время – почета.

         Когда на сцену поднялись руководители судоходных предприятий и организаций, количество подарков и букетов удвоилось. Первым выступил А.А. Сажин. Говоря об огромной значимости флотского учебного заведения в подготовке грамотных специалистов, он отметил, что все его заместители – выпускники речного училища разных лет и их деятельностью он доволен. Особенность работы путейцев в том, что они обязаны в любых погодных условиях обеспечить безопасный проход судов, и в этом смысле, со слов Алексея Александровича, работа береговых предприятий должна быть налажена безупречно, а кадры должны быть только высококвалифицированными. А.А.Сажин вручил директору поздравительный адрес и бесценные подарки, изготовленные руками специалистов ФГУ «Обь-Иртышводпуть» - штурвал и барометр ( ноутбук как необходимый атрибут для работы). Почетными грамотами путейцы отметили работу начальника отделения ЭВВП А.А. Кошмана, преподавателей Калугину С.А., Сивко Е.И., начальника учебно-методического отдела Жердеву Е.В..

         За 95-летнюю историю Омское командное речное училище имени капитана В.И. Евдокимова подготовило множество грамотных специалистов для флота. Их опыт работы и востребованность на рынке труда говорит о высокой квалификации преподавателей, сумевших адаптироваться в быстроизменяющихся технологиях обучения. Руководство учебного заведения, сохраняя многолетние традиции, прилагает максимум усилий для развития тренажерной и материально-технической  базы, способной обеспечить получение курсантами прочных знаний и навыков, осваивать новые  приборы и механизмы и занимать высокие должности на судах и береговых предприятиях флота России.

Елена Бондаренко

        

         

 

 

 

Боевые командиры ОРУ

        

         20 июня 1944 года решением Государственного комитета обороны СССР и приказом народного комиссара речного флота № 208 Омский речной техникум был переименован в речное училище. Это было связано с тем, что в учебном заведении флота появилась военная кафедра.  Все учебные заведения Министерства обороны послевоенного времени имели в своем названии слово «училище», хотя и принадлежали к разным родам войск (военно-морское, танковое, общевойсковое и т. д.). Военно-морскую стажировку курсанты речного училища проходили на Дальнем Востоке на кораблях Амурской флотилии и вместе с дипломами судоводителей, судомехаников, судостроителей получали военный билет с присвоением звания «мичман флота».

         Командирами рот  были офицеры, в основном участники Великой Отечественной войны. Они занимались  строевой подготовкой курсантов, штудировали Уставы, решали многие хозяйственные вопросы. Именно им училище обязано успешным налаживанием процесса обучения и воспитания курсантов в тяжелое послевоенное время.

         Всегда подтянутые и аккуратные, в безупречно выглаженной форменной одежде, строгие, но в то же время необыкновенно душевные командиры, прошедшие ад войны, во всем служили примером курсантам-речникам.

Кавалер ордена «Красной Звезды», лейтенант Михаил Дмитриевич Шипитько перевозил первые роты курсантов из эвакуации (г. Тобольска) в Омск в 1944 году,

много сил и времени отдавая налаживанию бытовых условий в общежитии.     

Лейтенант Михаил Георгиевич Семченко решительно и твердо выполнял все поставленные перед ним задачи, приучал к этому курсантов, а во время отдыха рассказывал ребятам о героях книг Дюма, Жюль-Верна и Грина, вел задушевные беседы, играл для них на гитаре.

Капитан 1 ранга  М.А.Баскин в годы войны командовал торпедным катером,  в училище преподавал тактическую навигацию и основы мореходной астрономии. Позднее он стал заместителем начальника по военно-морской подготовке. Высокий, красивый, в белом кителе с золотыми погонами, в фуражке под белым чехлом  - форма сидела на нем «с иголочки» -  впечатление он производил необыкновенно приятное. Благородство было не только в его внешности, но и в крови, проявлялось оно в отношении к сослуживцам, к женщинам. Курсантам было у кого учиться нравственности и этике.

Статный подполковник Трофим Демьянович Григорьев Устав корабельной службы преподносил не как сухую теорию, а высвечивал различные ситуации исходя из жизненного опыта, не забывая при этом об уроках хорошего тона.

Минно-торпедным «богом» называли курсанты капитана 3 ранга Петренко. Во время Великой Отечественной он воевал на Черном море, был скуп на слово, но когда речь заходила, к примеру, о парогазовой торпеде, его речь становилась образной и запоминающейся.

Анатолий Иванович Наклевкин работал в ОРУ преподавателем военных дисциплин с 1944 по 1960, руководил военно-морской стажировкой, затем стал начальником военной кафедры. Это был человек необычайной отваги, широты ума и неистощимой энергии. Его слова никогда не расходились с делами.

Выпускник 1954 года Алексей Владимирович Тращенко вспоминает: «Осенью 1952, после практики на Оби, нас отправили на военно-морскую стажировку в Амурскую военную флотилию. Распределили на речные крейсеры. Жили в кубриках, спали на четырехъярусных подвесных койках, были расписаны по боевым постам и сломя голову носились по сигналам тревог. Тут я понял, что такое военный флот».

В мае 1956 года Н.С.Хрущев сделал заявление о сокращении Советской армии на 1млн. 200 тыс. человек. В 1961 г. начальник училища В.М. Кнутарев подписал приказ об освобождении офицеров цикла военно-морской подготовки с занимаемых должностей. Училище стало гражданским учебным заведением. Но военная кафедра оставила след в становлении многих курсантов того времени. Блестящий пример – биография вице-адмирала Валерия Федоровича Дорогина. В своих воспоминаниях он пишет: «Заветная мечта детства осуществилась в 1961 году, когда я был принят на 1 курс Омского речного училища… Огорчало немного то, что была расформирована военная кафедра, а ведь мечталось и о военной карьере».

Вице-адмирал Дорогин все-таки пришел к своей мечте, поступив после окончания ОРУ в Высшее военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова в г. Владивостоке. Хочется, чтобы и нынешнее поколение курсантов получили такой заряд положительной энергии и такие ценностные ориентации, которые позволили бы им найти свой правильный путь в жизни.

Е.А. Бондаренко

 

 

Достойная смена

        

         Курсантами  Омского командного речного училища имени капитана В.И. Евдокимова становятся в основном мальчики. Приходят совсем юными, взрослеют и мужают в стенах учебного заведения. После окончания они пополняют ряды новобранцев Вооруженных сил Российской Федерации. Родное училище ребята не забывают, здесь они учатся азам строевой подготовки, получают первые навыки вахтенных дежурств. Не случайно в военкоматах по-отечески тепло относятся к выпускникам речного училища, учитывают их пожелания при выборе рода войск для несения службы.

 Находясь в отпуске или в увольнении, многие не забывают заглянуть в родное учебное заведение. Несколько раз встречались с Виталием Копысовым, служащим по контракту на АПЛ «Омск», Сергеем Борсуковым, который служит  на Тихоокеанском флоте.  После новогодних праздников приходили в музей недавние выпускники Виталий Алиев и Александр Санников, очень интересно рассказывали об армейских буднях. Звонит по телефону инженер штурманской боевой части пограничного сторожевого корабля, выпускник 2008 года Кирилл Певень. В прошлом году порадовал своим посещением выпускник 2006 года Николай Зверев, отличник боевой подготовки, главный боцман АПЛ «Омск».

Многие продолжают учебу в ВУЗе. Когда студент технического факультета Василий Фадеев появился в читальном зале и попутно зашел в музей, мы узнали его сразу. Немного изменился, возмужал, стал еще серьезнее. После окончания судомеханического отделения в 2013 году он был призван в ряды Вооруженных сил. Просился в морскую пехоту, немного не хватило роста. Василия отправили служить во Владивосток, в ВЧ 74859 ВМФ России. В учебной части моряков-подводников он дополнительно получил специальность электрика. Тех, кому исполнилось 20 лет, командование направляет в город Севастополь. Там парень попадает на большой десантный корабль (БДК) «Саратов», который занимается перевозкой десантников и военной техники. Корабль был настолько большим, что Васе, потомственному речнику, наш флот казался «маленькими катерками». В каютах ребят разместили по шесть человек, питание было очень хорошим, отношения в экипаже доброжелательные. Командир - капитан третьего ранга, грамотный и справедливый человек. За полгода службы у экипажа было 4 похода в Сирию.

 В 2014 году встал вопрос о присоединении Крыма к России. БДК «Саратов» находился в городе  Новороссийске. Пришел приказ:  «Всем сторожевым кораблям встать у входа в бухту, а кораблям «Саратов», «Николай Фильченко», «Ямал»  - участвовать в перевозке военнослужащих, техники и боеприпасов в Крым». В состоянии полной боевой готовности корабли находились целых 4 месяца. Это означало, что окружающая полуостров Крым акватория должна находиться  под постоянным контролем, обзор должен осуществлять экипаж. Поэтому спали мало, не более четырех часов в сутки, вахтенные находились на палубе по отведенным секторам. Несение вахты в машинном отделении тоже никто не отменял.

 Когда было объявлено, что Крым вновь вошел в состав России, радости моряков не было предела. Весь рядовой состав был построен на палубе, каждому  лично Главнокомандующий Черноморским флотом вручил награду – медаль «За освобождение Крыма».

Василий Фадеев до конца службы находился на БДК «Саратов». После демобилизации ребят отправили в Ростов, а затем каждого в свой родной город. Вася на поезде вернулся в Омск.

После окончания Омского института водного транспорта он получит специальность «инженер-механик», будет работать на флоте. И это вполне закономерно, так как вырос в семье речников. Отец, Михаил Васильевич, был механиком на ОТА-964, сейчас работает на речном толкаче, принадлежащем судоходной компании «Селена-С». Брат отца, Владимир Васильевич, в 1980 году с отличием окончил Омское речное училище, работал на флоте в северном городе Надыме. Учебное заведение Василий Фадеев выбрал вполне осознанно, собирается и в дальнейшем идти  по однажды выбранному пути.

Меняются поколения, ряды курсантов пополняют молодые мальчишки. Многие понимают, что избрали профессию, которая не позволит им сидеть за столом в офисе и не испачкать белые манжеты. Суровая и трудная работа на флоте нуждается в крепких и умелых руках настоящих мужчин. Вооруженные силы тоже ждут защитников Отечества. Кто готов к этому, обязательно будет успешен в жизни. Первые ступени восхождения к профессионализму всегда самые трудные, а когда шаг за шагом карьерный рост достигнет своего апогея, будет все – хорошая семья, любимая работа, крыша над головой, уважение  родных и друзей.

Елена Бондаренко