Понедельник, 08 Июнь 2015 00:00

Экспозиция

Автор 

Центр исторического наследия и патриотического воспитания состоит из двух экспозиционных залов.

Основу экспозиционного зала № 1 составили фонды и материалы «Народного музея славы омских речников». Благодаря энтузиазму В.Н. Булашева, П.В. Лаца, В.И. Шумкова, А.Д. Шипитько, мы можем проследить историю развития судоходства на реках Сибири с XIX века до современности.

Привилегия «по именному высочайшему указу» на право учреждения пароходства купца Никиты Мясникова, макеты первых пароходов, фотографии позволят погрузиться в атмосферу середины XIX века: «…знойным июльским днем 1834 года к нижегородскому купцу 1-ой гильдии Сомову прибыл из Тюмени его родственник купец 2-ой гильдии Наум Тюфин. Прибыл не в гости, а по конкретному делу: осмотреть построенный Сомовым пароход «Выкса», с паровым двигателем мощностью в 28 лошадиных сил. Энергичный приверженец всяких новшеств – Тюфин осмотром парохода остался доволен и еще более укрепился в мысли, что подобный «огнедышащий» корабль крайне необходим и ему для перевозки товаров по Туре и Тоболу. Задумано – сделано».

В дореволюционное время речной флот существовал и развивался в основном благодаря частным предпринимателям и купцам. В 90-е годы XIX века активно создаются, распадаются и вновь возникают частновладельческие предприятия («Пароходство Поклевского-Козелла и К», «М.Д. Плотников и сыновья», «Корнилов и сыновья», Верхне-Иртышское товарищество пароходства и торговли» и др.). И только в начале XX века предприниматели начинают объединятся в более крупные компании. В 1912 году закончилось объединение Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли («Товарпар»), которое стало ведущей судоходной компанией в Западной Сибири. 

Немало памятных событий вписано в историю речного дела Западной Сибири. Это национализация торгового флота, Гражданская война, спасение флота, брошенного во льдах, создание в Омске Западно-Сибирского государственного речного пароходства, во главе которого стоял первый комиссар Иртыша Александр Николаевич Дианов.

 S12nPUE cKw

 

 Ki3q66dVxjg

И, пожалуй, в первом ряду героических дел иртышских речников по праву стоит хлебная Карская экспедиция, которая была организована и успешно проведена в 1920 году. Хлебный караван в составе пароходов «Волга», «Добрыня», «Заметный», «Мария», «Ока», «Омск» и 15 барж перевезли для нужд страны 9202 тонн зерна в мешках, более тысячи тонн жировых продуктов и 16 тонн пушнины. Помимо насущной задачи, Первая Карская экспедиция решила важнейшую стратегическую задачу в деле освоения Арктики. Она дала старт целой серии товарообменных Карских экспедиций, продолжавшихся до конца 1920‑х годов, и доказавших эффективность Северного морского пути.

Чистое лазурное небо. Нещадно печет раскаленное солнце. Сверкает только что надраенная палуба. Блестит широкая благословенная Обь!

«Всем, всем, всем! – разрезает эфир дробный перестук морзянки. – Я – центральная станция пароходства! Ждите… Будет передано важное правительственное сообщение». И через минуту: «Сегодня, без объявления войны, фашистская Германия вероломно напала на нашу страну…».

Без сомнения, Великая Отечественная война испытала речников на прочность. Раздел экспозиции, посвященный этим событиям, рассказывает о труде речников, их вкладе в общую Победу.

Внимание посетителей особо привлекут экспонаты, связанные с деятельностью буксирного теплохода «Анастас Микоян», получившего от Государственного Комитета Обороны важное задание: вывести советские корабли из портов Нарьян-Мара и Архангельска в восточные районы Сибири. 

V8QF1C2s Dk

Именно на «Микояне» нашли новый способ проводки караванов судов, позволяющий снизить потери флота даже в условиях атак немецких подводных лодок.

Завершают экспозицию материалы о послевоенном развитии сибирского речного флота и современный этап жизни Иртышского пароходства. Макеты судов, выпускавшихся Омским судоремонтно-строительным заводом, многочисленные награды, дипломы, полученные речниками Иртыша, свидетельствуют об их активном участии в подъеме экономики Сибири и всей России.

 2CgcyDFzZr4

Экспозиционный зал № 2, посвященный истории Омского речного училища, был создан ветераном Иртышского пароходства, Лауреатом Государственной премии СССР, капитаном В.И. Евдокимовым и выпускником училища, ветераном Великой Отечественной войны, художником А.Д. Сургутсковым.

Трудовая книжка первого директора школы Ивана Александровича Бовина, учебник по судовождению 1929 года, лоцманская карта 1941 года, многочисленные фотографии, награды… 

Все они не просто рассказывают о профессионально-технической школе водного транспорта. Они помогают, через призму истории одного из старейших омских учебных заведений, проследить историю нашей страны: революции, репрессии, тяжелые военные годы и послевоенное становление.

ОКРУ гордится своими учениками и выпускниками, и бережно хранит память о них. В экспозиции представлены фотографии и вещи Виктора Ивановича Евдокимова, произведения писателей-маринистов Тимофея Белозерова, Александра Токарева.
 PSUVOdeVbU
wmXVS1DzHmE

Картины кисти ветеранов Великой Отечественной войны Петра Тышкевича, Виктора Семененко, Александра Сургутскова; книги и награды полного кавалера ордена Славы Ильи Зубова и др. Особый интерес вызывает военно-морская форма и книги Александра Евстафьевича Орла. Советский военно-морской деятель, адмирал, профессор, командующий Балтийским флотом ВМФ СССР (1959-1967) был выпускником ОРУ 1929 года.

Хранятся и экспонируются личные вещи курсантов, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне, иных локальных конфликтах. Центральное место отведено экспонированию макетов кораблей.

Мы в социальных сетях

   

Контактный телефон:

 (3812) 24-09-94

Email:
 info@rc.sotline.ru

Омский институт водного транспорта

 г. Омск, ул. Ивана Алексеева 4

Режим работы:
 Пн. - Пт. 8:30 - 17:00

Общие разделы
Система менеджмента качества
Библиотека
Музей
Написать администратору сайта